Апофеоз Ленина на полушарие Земли

[RU/ENG]

После смерти Ленина, в ночь с 21 на 22 января 1924 года, была образована «Комиссия по организации похорон Председателя Совнаркома Владимира Ильича Ленина». 28 марта ее переименовали в «Комиссию по увековечению памяти В. И. Ульянова (Ленина)». В состав комиссии входили Ф. Э. Дзержинский (председатель), В. Д. Бонч-Бруевич, К. Е. Ворошилов, А. С. Енукидзе, В. М. Молотов, А. И. Муралов, М. М. Лашевич. Как понятно из названий, сначала ее цель состояла в организации похорон вождя, а затем на первый план вышла задача увековечить память Ленина.  Среди прочего эта организация должна была подготовить работы по строительству склепа. Решение провести конкурс появилось после докладов  Л. Б. Красина и  А. В. Луначарского в ноябре 1924-го, когда стало понятно, что тело удалось забальзамировать. Официально «Конкурс I-й ступени проектов на сооружение монумента В. И. Ленину на Красной площади в гор. Москве» был открыт 9 января 1925-го. Конкурс был объявлен «путем троекратной публикации в Известиях ЦИК СССР с вызовом ко всем желающим принять участие в соревновании и с изложением основных условий его». Проекты должны были представлять идею сооружения в описательной форме с приложением рисунка или эскиза «без обязательного соблюдения масштаба». Второй раз конкурс объявили в 1926-м. Всего поступило около 117 проектов от архитекторов, художников, инженеров, рабочих, крестьян, учителей, школьников и др.

Известно, что первое бальзамирование тела Ленина было произведено сразу после вскрытия 22 января профессором А. И. Абрикосовым с расчетом на 6 дней, пока будут проходить прощальные мероприятия. 26 января в «Известиях» и «Правде» опубликовали текст постановления Президиума ЦИК СССР, где говорилось, что склеп с телом В. И. Ленина будет находиться на Красной площади и будет доступен для посещения. Газета «Рабочая Москва» напечатала это постановление под заголовком «Тело В. И. Ленина будет сохранено».

Негласными лидерами комиссии по похоронам Ленина стали  К. Е. Ворошилов, А. С. Енукидзе, Л. Б. Красин. Именно с именем Л. Б. Красина связано возникновение «Конкурса I-й ступени проектов на сооружение монумента В. И. Ленину на Красной площади в гор. Москве». После многочисленных совещаний экспертов по хирургии и анатомии и поисков специалистов тело Ленина решили бальзамировать по методу, который специально разработали профессоры В. И. Воробьев и Б. И. Збарский. Об этом официальном решении объявили в СМИ 24 марта 1924 года. Работы по бальзамированию продолжались около четырех месяцев, и 1 августа 1924-го состоялось торжественное открытие Мавзолея Ленина.

Мавзолей возводился в три этапа.  Первое деревянное сооружение было построено по проекту А. В. Щусева для проведения «похоронной церемонии». Второй усовершенствованный деревянный мавзолей построили к 1 мая 1924-го на время проведения работ по бальзамированию тела Ленина. К октябрю 1930-го возвели постоянный каменный мавзолей. Присланные на конкурс проекты не удовлетворили пожелания комиссии, поэтому было принято решение сохранить существующую модель мавзолея, спроектированную А. В. Щусевым. Проект гранитного мавзолея архитектора основывался на идее двух предыдущих — лаконичные формы усеченной пирамиды, символизирующие вечность.

Мавзолей В. И. Ленина в свое время стал не только символом легитимации советской власти, но и местом консолидации памяти. После распада Советского Союза в 1991 году вокруг него развернулась острая дискуссия, (актуальна и сегодня), в которую были вовлечены разные политические и общественные силы (продолжается до сих пор). Отражает ли он историю революции 1917 года, персонифицирует советское прошлое или является квазирелигиозным почитанием единоличной власти? На траурных митингах, прошедших вскоре после смерти председателя Совнаркома, народ выражал солидарность с ушедшим вождем. Разработанный партией культ Ленина вобрал в себя жестко регламентированный набор образов и мероприятий. Истоки его — в необходимости легитимации молодого Советского государства и в патриархальной политической культуре дореволюционной России.

Перед вами любительские проекты мавзолея Ленина, которые были присланы на «всенародный конкурс» в конце 1920-х. Они находятся в Российском государственном архиве социально-политической истории. Большая часть проектов была разработана людьми, не имеющими прямого отношения к изобразительному искусству и архитектуре. Они представили свои проекты в описательной форме, не сопроводив их ни рисунком, ни чертежом. Эта ситуация была исправлена: каждый проект был подвергнут генеративной реконструкции, осаждающей формулировки заявок в конкретные — хотя и подчас монструзные — архитектурные формы. Собранные вместе в пространстве, напоминающем павильон Выставки народного хозяйства, материализованные мавзолеи Ленина подчеркивают взаимосвязь архитектурных формаций с консервацией, продолжением и пролиферацией той многосложной мультивидовой биоты, которую сегодня представляет из себя Ленин. Вызванные из строительного забвения и визуализированные сегодня, представленные объекты рисуют особую ретрофутурологию, указывающую на дальнейшие направления биологической и символической эволюции Ленина, которая, безусловно, имеет шансы на продолжение и после российской — и даже человеческой — истории.

Карта материала:

Геймификация
Оригинальные тексты заявок
Приложение: Некроленинистский контрнационал

Геймификация

Скачать PC версию
Скачать Mac версию

Визуализация: Иван Спицын
Звук: Иван Напреенко

Оригинальные тексты заявок

Святослав Агафонов

 Прежде всего в идею мавзолея Великого Вождя должна входить печаль о его потере. Выражение этому дает нижняя часть монумента, сделанная придавленною в форме надмогильной плиты, конечно увеличенного размера, сообразно значению почившего. Эта плита положена обычным способом параллельно стенам Кремля. Но памятник должен не только выражать печаль, но и призывать к продолжению дела Вождя, к борьбе за светлое будущее человечества, за коммунизм. «Он умер, но дело его живет». Призыв к этой борьбе должна выражать собою вся фигура Ленина, венчающая мавзолей. Верхняя часть монумента сделана из ряда квадратных вытянутых призм, поставленных под прямым углом к фасаду. Поднятие фигуры Ленина на значительную высоту должно подчеркнуть насколько высоко поднялся он над средним человеком, над людской массой, а расположение призм, имеющих движение вверх, ввысь, как бы приглашает каждого подняться вслед за своим вождем. Постановка призм под прямым углом в разрез с обычным способом олицетворяет борьбу Ленина, борьбу с шаблоном, продиктованным капитализмом, поработившим мир; с надмогильной плиты обычно расположенной, олицетворяющей капитализм, а поднимающаяся одна над другой призмы показывают победу, одержанную коммунизмом над шаблоном ― капитализмом. Путеводная пятиконечная звезда в руках Ленина призывает трудящихся всех пяти стран света и освещает им дорогу к коммунизму, олицетворяя пятиконечным своим видом интернационализм последнего. Верха призм обделаны зубцами, чтобы они соответствовали стенам Кремля. Урны, постоянно курящиеся на надмогильной плите, указывают на неослабляемую ни на минуту память о Вожде и его заветах.

Павел Баранов

 Проект памятника В. И. Ленину в виде пятиконечной звезды: к центру ведет лестница (5 сторон), в центре ― статуя Ленина, вокруг которой выложено большими буквами «Ленин».

«Прошу вас дать ответ будет ли этот проект премирован или нет».  Подпись.

Павел Николаевич Баранов ― рабочий-слесарь. Комсомолец, год рожд. 1906. Адрес ― Рыбинск.

Присланный мною этот проект является по счету вторым, так как я отравилпервый проект в 1925 г. в ноябре месяце. Я в настоящее время безработный и вся надежда у меня на этот проект, так как материальное положение очень плохо!

Г. Завадский

Положение к проекту «Памяти Ленина».

Идея памятника:

В основу памятника взята пирамида, как признак векового рабства человечества. Памятник стоит на фундаменте пятиконечной звезды.

Динамика построения памятника состоит в следующем: за принцип взяты три интернационала и история Партии, ― памятник-могила, ― памятник-трибуна, ― памятник-музей, ― Апофеоз Ленина на полушарие Земли.

Принцип трех Интернационалов:

1. Первый как Интернационал, как уже не существующий, выражается в двух нишах, где помещаются бюсты Карла Маркса и Энгельса. В нишах по сторонам помещаются цитаты из речей и книг Ленина, относящиеся к первому Интернационалу.

2. Второй Интернационал выявлен фигурами рабочих, работниц и в барельефах. В фигурах выражается угнетение, эксплуатация буржуазии рабочего класса, а в барельефах ― его борьба и поражение.

3. Третий Интернационал выявляется уже в порыве рабочего класса к борьбе, и отождествляется группой рабочих крупных стран с флагами и поющие Интернационал.

Апофеоз. Заключительная часть памятника оканчивается фигурой Ленина, выражающая Великого Трибуна, стоящего на пьедестале полушара Земли в полупрофиль. Спереди пьедестала надпись: «Ленин». С боков и сзади ― барельефы на жизни Ильича / покушение на жизнь и другое. Вокруг всего пьедестала идет площадка, защищенная решеткой, для осмотра верхней части Памятника со всех сторон…

31 марта 1925

Н. И. Домарацкий 

Девиз:  «Из царства необходимости в царство свободы»…

На вершине серой гранитной скалы, взятой в прямых падающих линиях, образующих с основанием законченный треугольник (не будучи художником, я пытаюсь дать хотя бы намек на выражение желаемой идеи) резким полуоборотом фигуры Ильича. Левая рука вытянута вперед  (к историческому музею) сухим резким движением. Жест оратора-вождя… Он стоит лицом к следующим фигурам. Полуобнаженные рабочие (первоначально мне рисовались мощные обнаженные тела, может быть они дали бы большую динамику движений, но они выпадали из общего стиля)…  Это корявая рабочая сила, такая, какой она выросла в подвалах, но перешагнувшая каждодневные грани и тем обретшая свой пафос и красоту преодоления. Они поднимают каменную глыбу, сдавившую их плечи, они выходят к свободе… В расщелине, в щели, где уже только головы, плечи и вытянутые в напряжении руки ― плечо и голова женщины. Она высунула руку, ею обнимает колени обнаженного мальчика, почти вылезшего наружу.

Автор неизвестен

Глубокоуважаемый Товарищ. Я только что прочел Вашу прекрасную книгу «История Рабоче-крестьянской Партии», и почувствовал, что Вы именно тот человек, который прочувствует глубоко излагаемый ниже проект памятника Великому. Сейчас кричат, что на могиле памятника вовсе не надо. Нет, надо. Надо один на могиле, а другой хотя бы на Воробьевых горах, над всей Москвой.

I. На могиле. Прежде всего над могилой надо воздвигнуть не большое, простое, но очень изящное здание, может быть в Мавританском стиле. Цель его двоякая: во-первых, ради сохранности находящегося внутри памятника, а во-вторых ― чтобы дать пилигримам со всего света возможность во всякую погоду поклониться великой могиле и предаться размышлению. Памятник должен быть цветной, красочный, из разных пород мрамора, гранита, малахита, нефрита. Большое каменное ложе в длину могилы с надголовьем. Владимир Ильич почивает на спине. Голова грудь, часть рук в его обычной одежде, а далее, тело и ноги покрыты ниспадающим на ступени покрывалом. Со всех сторон к ложу ведут широкие ступени. На ступенях, направляясь к ложу, до сотни фигур в человеческий рост, мужчины и женщины, каждая фигура ― крестьянина или рабочего изображает или один из народного мира, или одну из народностей С.С.С.Р.  Расовые особенности и национальные костюмы должны ярко подчеркивать, что здесь «пролетарии всех стран». У всех в руках венки, букеты, корзины с цветами. Две женские фигуры уже наверху и нежно убирают цветами надголовье Спящего. Фигура Спящего громадная, до трех саженей. На расстоянии пяти саженей вокруг памятника легкая трехъярусная галерея для обозрения всех деталей.

Никаких надписей… Главное впечатление должно быть тихо-радостное, не мрачное: он отдыхает после великих трудов, а народы мира любовно украшают цветами великого труженика.

II. Памятник живому. Он почти на вершине крутой горы. Левая нога делает шаг к вершине, правая твердо опирается на скалу. <…> Читатель. Если признаете стоющим мой проект и пожелаете меня вызвать, поместите вызов на первой странице «Известий».

Сергей Николаевич Калягин

 «Проект на идею сооружения памятника товарищу Ленину» 

Член партии (Ленина РКПб, 1912 г.)
Основная идея. Не может быть тьмы там, где лежит прах великого вождя Мирового пролетариата. Его нет. Дело и цель его жизни с нами. Пусть поезд Ленинизма заставит содрогаться весь буржуазный мир. 

…прошу принять во внимание, что у представляющего проект абсолютно отсутствует умение владеть изобразительным искусством.

Проект. 1) Памятник разбросан по всей Красной площади, содержа в себе Центральное сооружение. Представляет собой небольшую насыпь не более настоящего мавзолея, сделанную из какого-нибудь материала, на каковой по диагонали лежит молот, перекрещиваясь с взлетевшим обогнувшим в виде серпа силуэтом Бронированного поезда, паровоз коего находится на самой ее вершине … все это в сильном движении.  Из трубы паровоза вылетает устремляясь в высь изгибание наполняющим стрелу молнии, стрела изгибается по числу слов «Пролетарии всех стран соединяйтесь!», представляя из себя сделанную из стекла толстого вида, конечно красного цвета, форму цилиндра, в котором масса электрических ламп. Паровоз так же имеет благодаря световым эффектам светящий вид ― на переди его имя ― ЛЕНИН. ЯРКОСВЯТЯЩЕЕСЯ.

Сооружение представляет из себя вокзал, сделанный из стекла под цвет мостовой не выше двух аршин от земли, имея форму прямоугольника <…> В общем и целом, каковая бы ни была погода ― ни что не может описать того света, каковой оставил Ильич нам ― говоря его словами ― там

 Советская Власть плюс Электрификация = социализм. 

С. А. Каменский

Девиз: Джон Рид

Идея мавзолея памятника. Решение задания: Идея положенная в основу внешнего вида: от капитализма (хаотическая масса камня), через диктатуру пролетариата (звезда), к коммунизму (радио-конструкция).

Вид с площади: из массы грубого черного камня, как бы поднимаемая им над площадью возникает темно-алая звезда; еще выше, исходя из  купола звезды, увлекая всю массу мавзолея за собою ввысь, и вместе с тем придавая ему грандиозность и первенствующее значение на площади течет вверх ажурный конус радио-конструкции. Принимая во внимание достижение техники, вид мавзолея рассчитан не только на зрителя с площади, но и на зрителя сверху; ему мавзолей будет представляться в виде ярко-алой пятиконечной звезды, с матово-серебристым кругом посередине, на котором выделяется серп и молот…

 Детали отдельных частей звезды: луч А ― вход; [умереть вместе с Лениным] на двери, ведущей в коридор ― черная надпись «Ленин умер». Цвет стен мрачно красный, гнетущий. Освещение умеренное через фонарь в потолке, дающий равномерный красноватый свет. <…> Впечатление, как от барельефов, так и от всего внутреннего вида этого луча должно быть скорбным, гнетущим.

Луч Б ― выход. Над дверью, ведущей на площадь надпись: «Но дело его живет». Цвет стен и потолка яркий, алый, жизненный. Освещение… имитирующее солнечный свет. По стенам радостные барельефы. Тема: труд, быт, строительство СССР. Впечатление, составляемое им (луч б), является последним, более всего влияющим на общее впечатление от посещения мавзолея, которое должно быть бодрящим, призывающим к борьбе по стопам Великого Учителя.

Луч Е (Ленин-человек). Должен представлять из себя музей, рисующий наиболее полно жизнь и личность Ленина. Хорошо расположить геобиографические данные в хронологическом порядке от входа к выходу.

Луч Д (Ленин и партия). Музей, выясняющий роль Ленина, как основоположника и вождя партии.

Луч С (Вождь восставших и угнетенных). Ленин как друг угнетенных всего мира, как мировой ученый, как вождь и учитель трудящихся всех стран. Цвет стен внутри мавзолея алый.

 В центральном зале не должно быть ни одного украшения; всё, ничем не развлекаемое, внимание посетителя должно быть сконцентрировано только на Ильиче, чтобы его образ в гробу запечатлелся в памяти навсегда.

С. Клепиков

Случайно прочитав в газете об увековечивании памяти Ленина. Конечно, будут даны проекты, но будет ли дано содержание… Прошу над моим может быть, чудным чувствованием не посмеятся. Я не художник и не чертежник, но хотел бы, чтобы капля моего мышления была вложена в вечность, ведь Ленин и для меня многое сделал.

Вот по моему, что должно говорить о Ленине и его деле; пусть это будет статуей или картиной. Если много людей теперешняго времени и не поймут, так поколению понятно будет.

В революции Ленин был не один, а поэтому его статуя должна быть статуя-группа.

У женщины, родившей ребенка, чудовище хочет молотить ребенка.

Чудовище находится в воде, одной ногой стоит на суше, а другой на спине чудовища в костюме Октября. Одной рукой принимает от ребенка, а другой призывает. Все мысли его должны быть в призыве. На помощь к нему поспешает рабочий в костюме молотобойца с двухконечным молотком и обеими руками вонзает его в голову чудовища, которое очень живуче. За рабочим несколько в отдалении бежит крестьянин, в костюме лапти, самодельная поддевка и кушак, современный головной убор вилы на изготовку.

Лица фигур: Ленина, рабочего и крестьянина не злые, а рабочего и крестьянина – сознательные.

Фигура Ленина должна выситься над всей группой. Чудовище хвостом обвило ногу Ленина, в хвосте ея должен быть положен прожектор, который освещает фигуру Ленина, а в оборотной стороне незаметно должны быть помещены кругом лампы, которые освещают всю остальную группу, сверху в низ, другого освещения вблизи не должно быть.

По возможности Красная площадь должна освещаться светом фигуры, но фонари должны быть на своем месте.

Далее от тела Ленина в мавзолее должно быть стеклянное окно (закрывающееся по мере не надобности). Публика, посещаемая мавзолей видит ребенка ― выражение глаз ребенка должно быть удивленное разумное и смотрящее на Ленина.

Из окна виден только ребенок. Внизу должна быть надпись, объясняющая значение группы.

Группа должна быть бронзовая.    

Объяснение:

Женщина ― причина появления на свет человека.

Ребенок ― человечество.

Чудовище ― Капитал ― несправедливости.

Ленин, принимающий ребенка ― идея коммунизма.

Ленин, призывающий, передающий идею коммунизма.

Рабочий и крестьянин ― Революция.

Чудовище, обвившая ногу Ленина ― Капитал, несправедливость, сопротивляющийся идеи коммунизма.

Прожектор ― свет коммунизма, выходящий из хвоста Чудовища через частичное ея поражение.

Само чудовище должно быть в предсмертной агонии.

Кругом мрак ― и свет от группы.

Свет коммунизма ― прорезывающий мрак.

Надпись: «Во имя угнетенных»

1925

Л. Каган

Я ― не архитектор и не художник, но уже давно меня преследует назойливо ― и я решил об этом написать ― такой проект памятника Ильичу на Красной площади:  памятник ― грандиозная фигура Ильича, фигура ― многоэтажное здание. Место ― между мавзолеем и памятником Минину и Пожарскому.

Большая скала-пьедестал ― она же в подвальной своей части ― гробница, где в зале покоится тело Ленина. Скала эта ― конечно громадных размеров, чтобы годиться быть фундаментом для грандиозной постройки ― фигуры. На этом пьедестале ― ноги ― здания вождя, полые колонны ― дома в три-четыре этажа; дальше ― тело ― грандиозное здание в пять-шесть этажей, постройка по последнему слову техники; Наверху ― голова в Ильичевской шапке. Таким образом Ильич ― грандиозный человек ― небоскреб ― я полагаю памятник высотой в пятнадцати-двадцати этажный дом. Здесь ― центр общественной жизни рабочей Москвы. В «Ильиче» ― все Профсоюзы, ЦКРКП, ЦИК СССР ― словом, все центральные отделения, Залы для концертов и митингов, быть может, читальня ― выставки рабочих периодических изданий.

Днем ― «Ильича» видать за десять-пятнадцать верст, ночью  он пронизывает мглу громадными глазами-прожекторами и всему миру кричит, что Москва ― красная, Ильичевская, не «Малиновозвонная».

Если найдете проект чудачеством ― не взыщите ― пишет не специалист, а просто человек, которому страшно дорога память об Ильиче.

Петр Королев, Сергей Маклашев

Уважаемый Михаил Иванович Калинин!

В отдаленных деревнях татарской республики мы услышали, что ЦИК СССР ведет подготовительную работу по созданию памятника Ильичу ― славному руководителю РКПб, основателю мирового объединения трудящихся, который отдал все свои силы для освобождения трудящихся. В создании этого памятника и мы, Члены молодого коммунистического поколения, именующиеся его именем решили принять посильное участие. Мы не художники и не профессора, а самородки по части художества ― один крестьянин, другой ― рабочий, ныне занимаемся изучением ленинизма и применением его в работе среди крестьян под руководством РКПб.

С комсомольским приветом крестьянин Петр Королев, рабочий Сергей Маклашев.

  1. Наш проект памятника имеет постановку в пятиконечной звезде, что вполне понятно значение этой звезды…Основание проекта памятника напоминает дом в Горках, где скончался Ленин….

С. Н. Королев

Стеклодув-изобретатель

…Изобрел прибор для выработки крупных стекольных предметов механизированным способом, ранее не подающееся ручной обработке… дать ответ… желает ли комиссия сделать мавзолей полностью из стекла.

Предположения: сделать большой колпак с выходными и входными дверями на фасон теперешнего вида мавзолея… цена устройства этих колпаков будет дешевая, не более трех-четырех тысяч обойдутся все два колпака, но для этого потребуется постройка нового завода, которого нет заграницей. Постройка эта обойдется около одного миллиона рублей…

Из стеклянного мавзолея можно будет В. И. Ленина видеть днем и ночью не заходя вовнутрь и этим же способом можно также сделать гроб из стекла. За свое изобретение не требую ничего и по получении патента дарю его Правительству С.С.С.Р.

1928

А. М. Коронов

Прилагая при сем фотографию чертежа монумента В. И. Ленина сообщаю свою биографию. Социальное положение рабочий в настоящее время работаю токарем на фабрике Буревестник. До 1917 года жил в городе Варшаве работал на постройках (отсюда знаком с архитектурным делом, так как работал руководителем, теорию архитектуры знаю плохо). С 1917 г.ода заведовал мастерской Тульского оружейного завода. Уволился по сокращению штата. ….

Всего работаю 32 года с 12 лет отроду… Имею 15 основных специальностей. Изо всех специальностей имею влечение и любовь к архитектурному делу, ввиду отсутствия теоретических знаний, а также не имея квартиры… не могу использовать свои практические знания по архитектурному строительству

Наружный вид: состоит из четырех этажей с четырьмя башнями на углах четырнадцати входных-выходных дверей ― пять глобусов, пять скульптур, восьми галерей, четырех кафедр, четырех трибун / для Президиума / арковых, восьми окон обыкновенных, восьми окон круглых и восьми знамен.

Описание первого этажа структуры: Подземный зал состоит из трех отделений, первое Отделение, для покоя праха товарища ЛЕНИНА… второй этаж состоит из библиотеки… Двери стеклянные с надписью о Революции 1917 года и о смерти товарища ЛЕНИНА в 1924 году буквы красные, освещаются электрическим светом.

Структура четырех башен: В каждой из башен по одной двери, крыша ― четырехгранная-стеклянная. В каждой грани красные пятиконечные звезды. Всего в каждой башне по 16 звезд, которые освещаются Электрическим светом изнутри. В центре каждой крыши башни стоит глобус с обозначением Государств. Глобус из стекла, изнутри освещен электричеством, территория СССР освещена Красным цветом, а остальные Государства ― темно-синим. После того, как совершилась в каком-либо государстве Революция, на территорию того Государства вставляется Красная покрышка  (на глобусах по одной скульптуре, одна ― рабочий с молотом в правой руке, вторая ― Крестьнин с серпом в правой руке, третья ― женщина-работница, держащая в правой руке лозунг о Раскрепощении женщин, четвертая ― молодой рабочий парень Комсомолец, в правой руке держащий знамя с лозунгом. Левые руки каждой скульптуры указывают на прах Ленина). 

В центре крыши Глобус с изображением Государств СССР красного цвета… На глобусе в территории СССР стоит скульптура Ленина ― произносящего речь, делающего жест правой рукой, а в левой руке держащего газету «Правду» (газета из стекла освещена электрическим светом).

Л. Косой

Проект здания, который я предлагаю, должно быть не только хранилищем тела Ильича, но и центром культуры, центром науки всего СССР. Здание должно быть выстроено из железо-бетонна, иметь пятиугольную форму… во всю ширину Красной площади. Высота здания должна быть от трехстах метров (каждый этаж должен быть высотою 10 метров), причем площадь каждого последующего этажа должна иметь меньший объем, чем предыдущий. Так что здание получится уступами. По краям должна идти дорога, которая спирально идет вверх, но кроме того с каждой стороны этажа должна идти на верхний этаж.

На самом верху здания должна быть статуя Ильича (скульптора Козлова) в 10 метров высоты, вылитая из бронзы. Внизу на каждом углу первого этажа должна быть статуя вождя революции в пять метров высоты в таком порядке Первый угол ― Карл Маркс, Второй угол ― Карл Либкхнет, Третий угол ― Халтурин, Четвертый угол ― Эпелябов, Пятый угол ― Ильич. Кроме того на каждом углу последующих этажей должны быть бюсты всех членов рабочего правительства. Каждый этаж представляет из себя пятиугольник, от середины сторон которого идут коридоры центральные к центру пятиугольника, а от них расходятся другие мелкие коридоры. В центре здания ходит подъемная машина с самой площадки, на которой стоит Ильич,  до подвалов здания. Окна выходящие наружу должны быть высотою семь метров, и застеклены прозрачнейшим стеклом. Спиральная дорога со стороны внешней, должна быть ограждена барьером и железной решеткой, ширина дороги должна быть рассчитана на 20 метров. На площади, где стоит Ильич, должна быть установлена радиотелефонная станция и громкоговоритель, который будет объявлять населению города Москвы все новости, кроме того там должна помещаться биометеорологическая станция, кроме того там должны быть установлены прожекторы, которые будут освещать Москву.  На каждой стороне каждого этажа ночью должен гореть электрический герб СССР в половину этажа. Днем здание должно казаться серым чудовищем, ночью громадным призраком.Над статуей Ильича должно развиваться громадное знамя СССР. Нижний этаж является гробом Ильича. В центре его находится громадная зала пятиугольной формы, на переднем плане находится гробница «великого». По стенам зала барельефы серого цвета из жизни Ильича, узор карниза: «цепь барельефа масок Ильича, гробница представляет собой книгу пять метров длины три ширины, на ней овальный прорез, через который видно лицо Ильича. Наискосок идет надпись «Ульянов-Ленин».

Зал представляет из себя оранжерею, в которой собраны все самые драгоценные виды растительного царства, (должны быть и деревья). Остальная площадь нижнего этажа делится на шесть частей. Четыре одинаковых больших, два маленьких. Зала №1 представляет из себя трапецию, эта зала служит залом-музеем Ильича, зала №2 служит музеем революции, №3 зала музеем политических деятелей СССР, №4 зала служит библиотекой Ильича, туда входят все книги Ильича и о Ильиче. №5 и №6 являются центрами всех телефонных установок, управлением городским Электричеством, всеми сигнальными установками в здании. Второй этаж представляет из себя центральную библиотеку СССР, специально оборудованную по последнему слову техники. Третий этаж является помещением для Коммунистического института и вообще университета. Четвертый этаж является этаж механики, специально для разных институтов механики и для механических мастеров. Пятый этаж ― этаж техники, Шестой этаж — этаж физики, Седьмой этаж ― этаж химии, Восьмой этаж ― этаж авиации, Девятый этаж ― этаж медицины, Десятый этаж ― этаж коммунистов, здесь помещается Коминтерн, партия и центральный клуб партийцев СССР. Одиннадцатый этаж ― этаж комсомольцев, здесь помещается КИМ РАКСМ и центральный клуб комсомольцев СССР, Двенадцатый этаж ― этаж юных ленинцев, в нем находятся Бюро Юных Пионеров имени Ленина и центральный клуб пионеров СССР. Тринадцатый и Четырнадцатый этажи ― спорт залы, остальные этажи занимаются разными научными учреждениями и мастерскими-лабораториями, и кабинетами. В подвальном этаже здания находится электростанция, которая подает электрический свет и энергию для подъемной машины, кроме того в подвальном этаже находятся типографии, которые печатают все издательства тех учреждений, которые находятся в здании.  Все пять главных входов имеют свои названия: Первый к могиле Ильича — «Ленинский», Второй —  Карла Маркса, Третий — Карла Либкнехта, Четвертый — Эпелябов, Пятый — Халтурина. Все здание носит название «Ленинской башни».

Пионер Л. Косой.

Крестьянин Н. С. Крылов.

Много есть в союзе памятников, и все они как граниты, безжизненны. И я вижу, что могут создать такой памятник, чтобы он был, живой памятник, мертвому Ильичу… Прочтите и может моя идея крестьянская будет подходяща к вашим великим целям. Мое название памятнику такое: «Мертвому Ильичу ― живой памятник» (за великая пути, указанные им, рабочим и крестьянам, по которому веками йдут оне к царству труда).

…Громадная, круглая, гранитная глыба… По краям идет кругом железная дорога, по которой должен день и ночь ходить электрический поезд… Кругом за линией железной дороги идет подъем к центру ввысь. Весь круг я разделю на пять частей. Первая-третья часть ― трехугольный конус, движется трактор, видны вспаханные поля и луг, трактор ходит кругом по полю. Вторая часть ― Новая деревня, домики с окнами, столбы с проводами, кооператив, с наступлением темноты, в окнах электрический свет. Третья часть и одна-вторая четвертой части, завод, трубы, провода, катятся вагонетки с рабочим паровозиком. Одна-вторая четвертой части и пятая часть. От завода начинаются горы, много гор, далеко наверху виден аул, тропа над обрывами, из одной горы сверху, по камням, течет ручей, быстро, пенясь, спадая к подножию железной дороги, а поезд все ходит и ходит кругом. …На мой взгляд получается грандиозная картина, напоминающая волю Ильича ― электрификацию.

…Далее над всем сооружением, площадь с перильцами для ораторов при партийных собраниях. Середина занимается пьедесталом… На нем Ильич во весь рост, указывающий на восход рукою, а из его ног рабочий в блузе и крестьянин в армяке пристально глядят вдаль, по направлению руки Ильича. Ильич глядит на рабочего и крестьянина…

Перехожу к подземной настройке:

Рабочий, крестьянин, красноармеец и матрос ― вместо четырех рабочих.

Первый вход ― в склеп-скалу, как раз под спадающий ручей, не доходя до монумента начинается углубление в землю, ступенями. Широкий центральный зал-склеп. Через весь зал идет неровная скала, установить гроб Ильича, под гробом в скале широкий зев, для прохода процессий. По скале вьющиеся растения, разные тропические деревца. …Всё взятое вместе, по-моему должно иметь вид гротов и скал, символ крепости, того пути, который создал Ильич. Все должно именно говорить за то, что создал Ильич. 

И. А. Романов

Проект монумента В. И. Ленину.

внутре в центре шара постановить прах великаго вождя (желательно выше кабинет его рабочий с Архивой и Уголок с потредами великих вождей), если это допустимо, но я думаю, все допустимо у нас в РСФР, а внутре на стенах художественны картины, перет прахом Великаго Вождя. зделат. Доски с написею ЕГО ЗАВЕТЫ, доски серебряные золотыми буквами, зделат глобус прочно.

Составители: Александр Гальянов, Виктория Перетицкая

Некроленинистский контрнационал
(к вопросу о памятниках против памяти)

Мы родились в разных местах. Они уже были там — памятники Ленину: они вросли в территории нашего рождения, собирая разнесенные в пространстве-времени места в безымянную землю. Эта земля — свободна от национального кода. Задолго до того как окаменеть в памяти, Ленин утверждал, что марксизм непримирим с национализмом. Ибо «марксизм выдвигает на место всякого национализма — интернационализм»[1]. Сегодня этот тезис нуждается в ревизии. Ведь с каждой верстой газопровода, с каждым международным офисом Google, с каждым (международным по своей экономической деятельности, а затем и по своим идеям, по своим стремлениям) рекламным долларом на наших глазах растет слияние всех наций в высшем единстве — глобальной интернациональной машине письма. Именно поэтому мы утверждаем, что настало время сместить пестрые интернационализмы, не теряющие железобетонной связи с принуждением к репрессивной национализации, в пользу контрнациональной локальности, то есть некодифицируемой традиции.

Вопрос, который занимает нас сейчас, таков: каково значение прошлого в мире опыта? Более того, как помыслить прошлое в отрыве от крови и почвы, корней и скреп, хлеба и зрелищ, штриха и кода? Как справедливо отмечает Адам Нэвилл, «прошлое повсюду»[2]. Мы могли бы добавить, что речь идет о неписаном прошлом. Единственный урок истории состоит в том, что сама она суть не более чем продукт экономики письма, производимого на фабрике в Нео-Китае. Коль скоро прошлое бежит письма, оно всегда незаконно. Оно пребывает не в головах вождей, не в их просроченных декретах и не на жестком диске, а в совместном движении вдоль линии традиции[3]. И если лживый традиционализм высекает из камня память, то пластичная традиция вскрывает в памятнике портал в неконтролируемый темный мавзолей прошлого. Памятник Ленину — одновременно психохтонический портал и геосоциальный ассемблер, но не в одном лице, а скорее в разделенной безличности. Мы родились в разных местах — «и все-таки мы вместе»[4]. Через прошлое. Вопреки памяти. 

Повсюду Ленин уходит в землю — втягивается и сжимается, сокращается и сгибается: вворачивается в психохтоническую повседневность кривыми кругами (некро)стихийности, разжижающей память для (но не во имя) разрыва: вектор в будущее сломлен окраинной юностью; невидимое место и немертвый вождь скрываются лишайником, удобряются птицами, заселяются флорой и фауной замогильной множественности, то есть вязнут и кружатся, погружаясь все ниже и подмигивая вопросом: к какой именно «идентичности» вы хотите приклеить свое «за»? Против лево-реакционной одержимости идентичностью, ленинопада и квир-патриархального-эко-колониального тоталитаризма — за традицию как доступ к способности стать иными: при раскопках нашли ничейное прошлое, заразив воображение содержимым могил. «И постепенно в мутном и темном эфире открытого космоса в Х-разуме всплыли они — те изображения иного…» 18 часов 35 минут. Пилот останется кружить над указанным районом и по команде выпустит самонаводящиеся ракеты, чтобы замести следы[5]. И так, убив следы, мы провалились во внутреннюю бездну…

Эдвард Сержан, Денис Шалагинов
Калязин Лось-Анджелес, 9 ленина 2025